Диспетчеризация (англ. dispatch — быстро выполнять) — процесс централизованного оперативного контроля и дистанционного управления, с использованием оперативной передачи информации между объектами диспетчеризации и пунктом управления.
Создание систем диспетчеризации в настоящее время является актуальной задачей для множества инженерных систем.
Понятие диспетчеризации включает в себя организацию постоянного наблюдения за работой различных подсистем в режиме реального времени. Посредством диспетчеризации инженерных систем осуществляется удаленный контроль и управление различными процессами, изменение рабочих параметров тех или иных устройств и компонентов, передача данных об их состоянии и ведение протоколов и баз данных со сведениями об их работе.
Для чего нужна диспетчеризация?
Очень часто в работе мы сталкиваемся с актуальностью внедрения системы диспетчеризации на том или ином объекте. На любом современном предприятии существуем множество различных систем автоматики. Почти всегда эти системы различных производителей, с разными подходами к управлению, не всегда удобным и понятным интерфейсом для обслуживающего персонала.
Такие системы, как технологические линии, конвейеры, производственные линии – трудно представить без централизованного управления системы диспетчеризации.
Многие современные автоматизированные системы управления строятся на базе ПЛК (программируемых логических контроллерах), также большинство оборудования среднего и нижнего уровней (контроллеры, регуляторы, датчики, средства измерения) имеют сетевые интерфейсы, с помощью которых их легко связать с АРМ оператора, сервером сбора данных.
Основные функции систем диспетчеризации:
· динамическое графическое отображение информации в человеко-понятном интерфейсе на мнемосхемах;
- отображение необходимых параметров системы управления, возможные отклонения от заданных величин;
- отображение аварийных ситуаций;
- звуковая и динамическая сигнализация неисправности;
- подсказки оператору при необходимости;
- построение графиков протекания процессов;
- журналирование необходимых параметров системы;
- построение отчетов в удобной форме за различные периоды (к примеру: выпуск продукции за смену, месяц, год с детализацией необходимых параметров);
- снижение влияния «человеческого фактора»;
- авторизованный доступ к информации и управлению, режимы отображения информации и управление системой только ответственными за данный узел, участок;
- архивация всех параметров в базу данных, использование данных в других программах (1С Предприятие, различные биллинговые системы);
- sms, E-mail информирование обслуживающего персонала;
- снижение эксплуатационных расходов.
Применяемые нашей компанией SCADA-системы: MasterScada, TraceMode, Каскад, DataRate, WinCC, InTouch.
В последнее время идет активное внедрение WebScada. Под термином WebSCADA, как правило, понимается реализация человеко-машинного интерфейса (HMI) SCADA-систем на основе web-технологий. Это позволяет осуществлять контроль и управление SCADA-системой через стандартный браузер, выступающего в этом случае в роли тонкого клиента. Архитектура таких систем включает в себя WebSCADA-сервер и клиентские терминалы — ПК, КПК или мобильные телефоны с Web-браузером. В большинстве случаев Web-интерфейсы используются в качестве удаленных клиентов для контроля и сбора данных.